Приветствую Вас, Гость

Куда поступить? Какую профессию выбрать

Выбор специальности это всегда компромисс между желанием заниматься любимым делом и востребованностью профессии на рынке труда.

Наиболее сильной стороной специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» является востребованность рынком. Это является современной тенденций любых технологических процессов. Без  применения автоматизации практически выпуск любая продукция обречет на провал. Автоматизация обеспечивает требуемую точность, качество, минимальное использование численности работающих над выпуском, анализ снижение издержек – экономию энергии. В фармацевтике и пищевой промышленности  построение системы особым принципом – это единственная возможность продавать продукцию в большинстве стран. Автоматизация даже на производстве – это достаточно широкое понятие. Уже сейчас наблюдается специализация выпускников нашей кафедры: проектировщики, программисты промышленных контролеров, дежурные инженеры, монтажники и аспекты использования SCADA. Кафедра готовит в первую очередь по этим направления, т.е. полевой уровень. Но автоматизация применяется и на других стадиях производства управление цехами, базы данных, бухгалтерский учет и т.д. эти проблемы больше рассматриваются в рамках других вузов.

На протяжении последних 10 лет у специальности нет проблем с распределением. Многие выпускники даже не ищут будущее место работы: выбирают непосредственно на распределении. Лет 25 назад многие выпускники при попадании на предприятие переходили в технологи, которое давало некоторое преимущество в карьерном росте. Сейчас это практически не наблюдается. Наблюдается другая тенденция: после отработки на предприятиях выпускники устраиваются в частные фирмы связанные с автоматизацией. Приехали автоматизировали какой-то участок и поехали в другом месте решать проблемы.

Универсальность. Специальность учит системному рассмотрению процесса, производства, а какое производство не так важно. Для того чтобы автоматизировать, необходимо понимать вопросы функционирования технологического оборудования не хуже технолога. Во всем мире использую примерно одни и те же технические средства. По этому наиболее амбициозные выпускники отработав 2-4 года по распределению, находят себе работу в различных странах мира непосредственно по той специальности, которой его обучали на нашей кафедре. Я знаю фамилии студентов, которые занимались вопросами автоматизации в России, Китае, Японии, Малайзии.

И еще раз о востребованности. На мировом рынке труда наблюдается определенный голод технических специалистов. Это является следствием ряда причин. Подготовка инженера по автоматизации это длительный и дорогостоящий процесс (сокращение подготовки до 4,5 не пойдет на пользу специальности). Современное поколение молодых людей, особенно в развитых странах не желает долго учится, чтобы потом зарабатывать хорошие деньги. Поэтому в большинстве стран технические вузы не в почете при выборе специальности. В Германии наблюдается постоя постоянная нехватка технических специалистов. В Италии стали платить стипендию, тем кто поступает на технические специальности. В США Министерство обороны доплачивает стопроцентным американцам, если они поступают на технические специальности. В Израиле профессора ходят по электричкам и агитирую изучать физику и математику, так без технического превосходства Израилю не выдержать борьбу за существование. Из доступной мне информации технические специальности пользуются популярностью в Китае, Индии, Бразилии.

Наблюдается общее снижение подготовки по физике и математике. Большое количество людей с физическим складом ума «перехватывают» программисты. Но так как и у экономистов складывается дифференциация в зависимости от уровня подготовки и умении перестраиваться по мере изменений тенденций на рынке труда. Очень много людей, которые закончили программистские специальности, занимаются только установкой операционных систем и поддержкой программного обеспечения. 

Учиться конечно тяжело. Но это того стоит. В процессе обучения практически не осталось специальностей, которые после сдачи экзамена можно просто забыть. Те кто учатся по такому принципу на последних курсах имею проблемы с выполнением курсовых проектов и диплома. Особенно с этой точки важна математика. Раньше, лет 20, теория управления была не очень востребована на производстве - не было технической базы реализации. Сейчас наоборот, база есть, а кому решать вопросы почти нет.